вторник, 3 августа 2010 г.

История успеха: Генри Форд


«Говорим Форд — подразумеваем автомобиль, говорим автомобиль — подразумеваем Форд». Примерно так говорили в 20-е годы прошлого века простые американцы, признавая заслуги одного из лучших бизнесменов ХХ века. История успеха Генри Форда — это тернистый путь, пройдя который, деревенский мальчишка с ирландскими корнями стал основателем современного капитализма.

Фееричная история семьи Форда началась задолго до рождения автомобильного магната. Дед Генри — Джон Форд со своей семьей прибыл в Америку из Ирландии в середине XIX века. На новом месте ему пришлось все начинать с нуля. В чужой стране, без друзей, знакомых и крыши над головой Джон Форд рассчитывал только на себя и потому много работал.

Позже его внук сформулирует главный принцип всех Фордов: «Не бойся будущего и относись с почтением к прошлому. Неудачи дают повод начать все снова и действовать умнее».

Трудолюбие ирландских переселенцев сослужило хорошую службу семье. Сын Джона — Уильям к моменту рождения Генри уже твердо закрепился в Новом Свете. У него была большая ферма в штате Мичиган, где 30 июля 1863 года и родился первенец, ставший в будущем автомобильным магнатом.

У Генри Форда было шесть братьев и сестер. Жизнь семьи протекала довольно однообразно: вместе с родителями дети хлопотали по дому, работали на ферме, пасли свиней, пропадая с утра до вечера в поле. У Генри имелись все шансы стать крепким хозяйственником на ферме отца, но этому не суждено было случиться. Его гораздо больше интересовало устройство и действие механизмов. Мальчик постоянно что-то свинчивал и развинчивал, изучал устройство простейших приборов, встречавшихся в доме отца, разбирал механические игрушки братьев и сестер. Семейные легенды Фордов гласят, что стоило в доме появиться новой игрушке, как дети прятали ее от будущего автоконструктора с криками: «Только не давайте игрушку Генри!»

Когда юному Форду исполнилось 12 лет, отец подарил мальчику карманные часы. Тот не утерпел и тут же вскрыл их, чтобы посмотреть механизм. Быстро разобравшись в устройстве часовых шестеренок, он начал чинить часы по всей округе, ремонтируя также кофемолки, молотилки и другие механические приборы соседям-фермерам. Так Генри заработал свои первые деньги.

Примерно в том же возрасте он испытал первое «техническое» потрясение, оказавшее непосредственное влияние на его дальнейшую жизнь. Возвращаясь из города на ферму, Генри с отцом неторопливо ехали на телеге, когда, распугав лошадей, мимо промчался локомобиль — огромная шипящая самоходная машина на пару. В тот день юный Генри Форд дал себе клятву, что посвятит свою жизнь механике.

В 1879 году, когда Форду исполнилось 16, он, не сказав никому ни слова, отправился испытывать судьбу в Детройт. Поначалу устроился подмастерьем на судостроительный завод братьев Флауэр, а по ночам подрабатывал помощником часовщика. Жизнь была тяжелая, денег едва хватало на пропитание, но Генри получил здесь очередной бесценный урок. Как-то заводской инженер, увидев, как молодой человек с трудом везет тяжело нагруженную тележку, крикнул ему: «Упирайся крепче пальцами ног, тогда у тебя все получится». Форд на всю жизнь запомнил слова, невзначай брошенные ему старшим товарищем. Позже, когда он станет крупнейшим автопромышленником Америки, он выбьет эту фразу на стене в своей инженерной лаборатории.

Первая попытка Форда оставить отцовскую ферму и посвятить свою жизнь изучению механических приборов не увенчалась успехом. Поработав механиком на локомобилях фирмы «Вестингауз» и сконструировав первую тележку на велосипедных колесах, молодой человек поддался уговорам отца, предложившего ему 40 акров земли вместе со спокойной сельской жизнью, и вернулся на ферму.

Казалось, теперь его мечте не суждено было сбыться. Но Форд не являлся бы Фордом, если бы сломался. Вернувшись на ферму, он не смог, как просил отец, навсегда забыть о машинах. К будущему автоконструктору обратился за помощью сосед-фермер, который приобрел сельскохозяйственную молотилку. Он до смерти боялся «дьявольского» изобретения и не знал, с какой стороны к ней подступиться. Генри помог ему и вывел молотилку работать на соседское поле. Вскоре Форд стал единственным человеком в окрестностях, который знал, как обращаться со сложной техникой. Он начал работать на других фермеров, плативших ему приличные деньги.

Существует легенда, что Генри навсегда запомнил номер своей первой машины — «345» и, будучи уже влиятельным автопромышленником, приказал своим помощникам найти эту молотилку. Машину нашли, разобрали, почистили, смазали, собрали и доставили Форду. Магнат залез в нее и отправился в поле молотить, как когда-то в юности. В этот знаменательный день ему исполнилось 60 лет.

А пока Форд был молод и беспечен, он ездил по всему штату в хорошем дорогом костюме с чемоданчиком инструментов и чинил сельхозтехнику для фермеров, зарабатывая неплохие деньги.

Возвращение на ферму из Детройта, которое на первый взгляд могло показаться поражением Форда в борьбе за осуществление своей мечты, на поверку оказалось его победой. Позже, став крупнейшим американским промышленником, Генри Форд признавал, что благодаря возвращению домой, он обрел главное слагаемое своего успеха — жену Клару Брайант.

Молодой человек познакомился с девушкой на сельских танцах, поразив ее не только умением хорошо танцевать, но и часами, которые он сделал сам. Часы были не совсем стандартные — кроме обычного они показывали и поясное время. Клара Джейн Брайант, привыкшая к обществу грубых фермеров, рассуждавших лишь об удобрениях и урожае, была очарована. Она сразу поняла, что из этого элегантного молодого человека с немного безумным блеском в глазах выйдет хороший муж.

Генри и Клара поженились и поселились в домике, который Форд построил самостоятельно на земле, выделенной ему отцом. Много лет спустя автомобильный магнат признается: «Моя жена верила в мой успех еще крепче, чем я. Такой она была всегда».

А пока Генри Форд изучал научно-технические журналы, собирал механизмы, а жена Клара разделяла его мечты о создании автомобиля. Она в подробностях интересовалась его делами, но никогда при этом не вмешиваясь. Вместо нее в очередной раз вмешался случай: на соседней ферме размещался упаковочный завод, где Генри увидел «молчаливого Отто» — машину, которая приводилась в действие не паром, а бензином. Форд сразу понял, что, если оснастить этот механизм колесами и рулем, может получиться то, о чем он мечтает всю жизнь, — автомобиль.

Вернувшись домой, Генри собрал вещи и вместе с Кларой вновь отправился в Детройт. Уильям Форд, заглянув в гости к сыну, обнаружил уютный фермерский домик опустевшим. На этот раз машины отобрали у него сына навсегда.


В Детройте Форд поступил на должность инженера в местную электрическую компанию Эдисона. Ночами он пропадал в небольшом сарае возле своего дома, где конструировал двигатель для будущего автомобиля.

1893 год стал знаковым для молодой семьи. Во-первых, жена подарила Форду сына, которого назвали Эдселом, а во-вторых, сам Форд сумел наконец собрать первый мотор, над созданием которого так долго трудился ночами. Генри был счастлив. Он установил мотор на тележку — так в Детройте появился первый автомобиль. «К ней относились почти как к общественному бедствию, поскольку она производила много шума и пугала лошадей, — цитирует Форда журнал „Вокруг Света“. — Я не мог остановиться в городе без того, чтобы тотчас вокруг моей тележки не собиралась толпа народа. Если я оставлял ее одну, хотя бы на минуту, сейчас же находился любопытный, который пробовал на ней ездить. В конце концов я стал носить при себе цепь и должен был привязывать тележку к фонарному столбу, если оставлял ее где-нибудь».

На службе в электрической компании Эдисона Генри предложили занять руководящую должность, но Форд чувствовал, что, если он хочет воплотить свои мечты в жизнь, ему придется перестать работать на других и отправиться в самостоятельное плавание.

Начинающий бизнесмен уволился и начал искать компаньонов, которые могли бы профинансировать его собственное предприятие. Первый проект оказался неудачным. Созданная Генри фирма «Детройт Автомобайл Компани» просуществовала недолго — на автомобили не было спроса. Самодвижущихся экипажей Форда люди попросту боялись.

Генри долго не мог найти единомышленников, которые согласились бы вложить деньги в его проекты, отказы сыпались один за другим. Лишь в 1903 году ему удалось зарегистрировать легендарную «Форд Моторс Компани», а самому стать главным управляющим предприятия.

Форд начал выпускать пробные модели — Ford A, Ford B, Ford C, но они не пользовались успехом. Изобретатель не переставал искать причину своих неудач, и однажды его осенило: надо создать простой и доступный автомобиль. Машину, которую сможет приобрести не только богач, но и рядовой американец. Автомобиль не для роскошной жизни, а для обычных клерков и фермеров, отправляющихся с утра на работу. Генри сразу понял, что это гениальная идея, которая сделает его богатым и наводнит Америку машинами.

Наконец в 1908 году была создана та самая общедоступная модель — Ford T, получившая в народе ласковое прозвище «Жестяная Лизи». Этот автомобиль взорвал рынок и стал настоящим символом Америки начала ХХ века. С небольшими изменениями модель Ford Т выпускалась до 1928 года. Ее признали все — обычные клерки и фермеры, бандиты и полицейские. Бутлегеры перевозили на Ford Т контрабандный виски, гангстеры удирали на них от полицейских, которые на этих же машинах преследовали преступников.

Генри решил построить в Детройте новый завод исключительно для сборки моделей Ford T, который выдавал бы в день до тысячи автомобилей. Начав выпускать «Лизи» одну за другой, изобретатель решил снизить цену на автомобиль с $800 до $400.

Конкуренты пророчили ему банкротство, но они ошиблись: Форд сумел наладить производство, сделав автомобиль действительно доступным рядовому американцу.

При этом не переставал изобретать. Он постоянно искал инженерные возможности улучшить производство своих «фордов». Это качество вывело его в лидеры автомобильного рынка — в 1913 году на детройтском заводе он впервые внедрил конвейерный метод сборки, без которого сейчас трудно представить любое производство. За год производительность труда на заводе Форда значительно увеличилась. Для продаж «Жестяной Лизи» по всей Америке была впервые создана широкая дилерская сеть. Так в 1913 — 1914 годах модель Ford T была представлена у 7000 дилеров, которые не только продавали автомобиль, но и осуществляли ремонт и техническое обслуживание.

К 1914 году «Форд Моторс Компани» продала около 250 000 моделей Ford T, в то время это составило примерно половину всего автомобильного рынка США. К 1927 году, когда модель была снята с производства, общее число продаж этой серии превысило 15 млн. За всю мировую историю автопромышленности только знаменитый «Фольксваген-жук» смог побить этот рекорд.

В чем же секрет успеха автопромышленника Генри Форда, которому удалось продать более 15 млн моделей Ford T? В отличие от других предпринимателей Форд понял, что главное в производстве автомобилей не высокий уровень их технической оснащенности, а люди, работающие на предприятии. Он применил революционный для того времени метод: промышленник стал платить своим сотрудникам хорошую заработную плату, понимая, что именно они — главное звено производственной цепочки. В 1914 году зарплата на заводе Форда составляла $5 в день, это было в два раза выше, чем у конкурентов. Например, на заводах General Motors рабочие получали не больше $2,5.

Увеличив доходы своих служащих, Генри Форд тем самым поспособствовал формированию в США нового класса — «синих воротничков», представители которого могли без труда приобрести на свою зарплату автомобиль Ford T.

Кроме того, Форд оказался прозорлив, когда решил сделать рабочих совладельцами своих предприятий. Служащие завода стали получать собственную долю от прибыли, поэтому были лично заинтересованы в развитии и улучшении производства.

Но, пожалуй, главной гениальной находкой Форда явилось то, что он обнаружил вакуум на автомобильном рынке США: сегмент дешевых авто, доступных простым американцам, не был представлен. Модели других производителей стоили от $1100 до $2500, а средняя зарплата рабочего тогда составляла $100. Снизив стоимость Ford T до $400, Форд сделал ее доступной для любого американца.

В обычной жизни Генри Форд был экстравагантным человеком. Американцы его обожали, он получал огромное количество писем с благодарностями, а на улице Генри всегда окружала толпа поклонников и почитателей. Он вел себя как король, да он и был настоящим автомобильным королем США. Активность Форда распространялась на все сферы общественной жизни: он проводил социологические эксперименты на своих заводах, написал знаменитую книгу «Моя жизнь, мои достижения», пытался мирить воюющие стороны в Первой мировой войне.

С возрастом характер Генри испортился, он прослыл тираном и самодуром. Форд пережил своего единственного сына Эдсела, скончавшегося от рака, с которым у него были непростые взаимоотношения. Генри Форд мечтал дожить до столетнего юбилея, но судьба распорядилась иначе. Автомобильный король умер в 1947 году в возрасте 84 лет, оставив свою империю внуку Генри II.

5 комментариев:

  1. Замечательная статья о биографии Генри Форда!
    Генри Форд родился в бедной семье, разбогател и прославился. Американцы могут забыть имя своего президента, но название своего автомобиля они будут помнить всегда. Советую прочесть эту очень познавательную статью!

    ОтветитьУдалить
  2. да спасибо большое автору за статью очень интересная!мне всегда нрвилась марка форд эти машины славятся своим характером на дароге,своей мощью.Генри Форд вообще молодчина если бы он не создал эту компанию то америка не имела бы не одной нармальной марки производителя автомобилей!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за Ваши комментарии. Рад, что Вам понравилось =)

    ОтветитьУдалить
  4. Одна из любимый мною марок автомобилей! Но главное, что у самого Генри Форда всем нам есть чему поучиться. Прямо закономерность какая-то - у детей из бедных семей такая воля пробиваться-выбиться-добиться цели!

    ОтветитьУдалить
  5. Всегда полезно знать историю успешных людей, чтобы постораться повторить их жизнь изучить опыт этих людей. А Генри форд всегда был образцом успешного предпринимателя и производственника, он не просто торговец, а специалист с большой буквы. Спасибо автору статьи, я освежил свои университетские воспоминания об этом замечательном человеке.

    ОтветитьУдалить

Related Posts with Thumbnails