пятница, 27 августа 2010 г.

История успеха Google


Приходится признать, что мы живем в эпоху Google. Если ты чего-то не можешь найти в Google, значит, это вообще не существует…
Основатели Google, миллиардеры, а еще не так давно - студенты, Сергей Брин и Ларри Пейдж, показали миру, как удачная технология может стать всепоглощающей. Под их руководством поисковый механизм Google стал популярнейшим ресурсом, который пользователи любят за удобство и уже испытывают к нему сильную эмоциональную привязанность. В обиходе появился новый глагол to google (или, как говорят по-русски, "погуглить"), обозначающий поиск чего-либо в Интернете, что свидетельствует о безоговорочной капитуляции конкурентов.

Любители поиска

Корпоративное предание гласит, что, впервые встретившись в марте 1995 года, Ларри и Сергей очень не понравились друг другу. 24-летний Ларри вместе с группой ребят, окончивших Мичиганский университет, приехал продолжить обучение в знаменитом Станфордском университете. Сергей, который на год младше, но поступил в Станфорд на два года раньше, оказался гидом этой группы. По словам очевидцев, они сразу начали спорить друг с другом почти по каждому маломальски важному вопросу.

Считается, что именно постоянное и взаимное чувство противоречия заложило основу успешного совместного бизнеса партнеров. Любимый подход Брина - "посмотреть на проблему со всех сторон и выбрать самую гладкую". Противоположности притягиваются, и Сергей с Ларри скоро не могли шагу ступить друг без друга.

Ларри Пейдж - сын Карла Пейджа, весьма известного в компьютерных кругах Америки человека, одного из пионеров компьютеростроения, разработавшего и преподававшего курс теории вычислительных систем в Мичиганском университете. Сам Ларри начал увлекаться компьютерами с раннего детства. Больше всего его привлекало компьютерное "железо". Говорят, в Мичиганском университете ему однажды удалось собрать действующие модели черно-белого струйного принтера и плоттера, используя только набор Lego.

Сергей Брин - самый известный и богатый американский бизнесмен русского происхождения. Он родился в Москве в семье профессора математики, который решил перевезти семью в США, когда сыну было пять лет. Брин тоже с раннего детства заразился компьютерами, но его, в противоположность Пейджу, куда больше интересовали программы, которые заставляют работать "железо". С отличием окончив Мэрилендский университет, Брин поступил в Станфорд в возрасте всего лишь 19 лет - он был как минимум на два года моложе сокурсников. При этом стал первым студентом на курсе.

В 1994 году Сергей написал программу, которая автоматически подключалась к сайту Playboy, скачивала оттуда последние фотографии красоток и превращала их в скринсейвер на личном компьютере Брина. Как говорят его сокурсники, это была первая на их памяти программа, которая находила информацию в Интернете в автоматическом режиме. Ее следов не сохранилось: подружке Сергея не понравились полуголые красотки, и она потребовала уничтожить программу. Однако один большой след данная программа оставила - в конце концов из нее вырос Google.

Научные интересы Брина и Пейджа совпали: они уже тогда занимались поиском информации и думали об Интернете. С какого-то момента в Станфорде в ходе диссертационных исследований Брину и Пейджу пришлось вместе работать над одним проектом, и постепенно они окончательно нашли общий язык. Мысль о новой поисковой программе первоначально пришла в голову Пейджу. Проект, разработка которого началась в конце 1995 года, был в общих чертах готов уже в начале 1996-го. Друзья занимались им все время и, как признавались потом, совсем не думали об учебе. В результате появилась технология Pagerank, позволявшая вести поиск информации по новому алгоритму. Ее зарегистрировали в начале 1996 года и затем использовали в тестовом режиме для поиска в университетской компьютерной базе данных.

Первый Google

Разработкой Ларри и Сергея заинтересовался университетский инновационный центр, который предложил друзьям развить технологию и вывести на рынок готовый коммерческий продукт. Брин с Пейджем взялись за работу, привлекли в помощники сокурсников, и весной 1996 года родился прототип Google - поисковый сервер BackRub. Это первый сервер, который анализировал так называемые обратные ссылки, то есть количество ссылок в Интернете, ведущих на данный сайт, и выстраивал иерархию сайтов, основываясь на них. Идея основателей сервера была проста: если сайт активно цитируется в Интернете, значит, он содержит действительно актуальную и нужную информацию. Именно такой подход позволял BackRub, а теперь позволяет и Google выводить в верхней части списка самые необходимые сайты, отвечающие запросам пользователя.

Технология быстро доказала свою жизнеспособность, и Пейдж с Брином всерьез взялись за ее развитие. Осенью 1996 года в комнате общежития Ларри был создан первый мощный сервер, содержавший индексированную информацию об интернет-сайтах, для разработки которого компаньонам пришлось закупить дисков общим объемом в 1 терабайт. Справедливости ради стоит отметить, что, хотя диски закупили в основном на средства университета, самим создателям сервера пришлось влезть в приличные долги. Со временем комната Ларри превратилась в информационный центр нового поискового сервера, а комната Сергея - в своеобразный офис компании.

Тогда же они решили придумать броское название для новой системы. Оно должно было отражать гигантский объем информации, находящейся в его каталоге. Брин предложил слово Googol ("гугол"), которое подходило для этого как нельзя лучше. Googol - это число десять в сотой степени, то есть единица со ста нулями. Термин ввел американс-кий математик Эдвард Казнер, который считал, что во Вселенной нет ни одного материального объекта в количестве гугол-единиц (это касается даже атомов). Упоминание Googol символизировало, что новый поисковик способен предоставлять информацию с заведомым избытком.

"Давайте я просто выпишу вам чек"

Поняв, что их детище жизнеспособно и может приносить доход, Брин и Пейдж начали поиск стратегического инвестора, который согласился бы купить их идею. На это ушло больше года. Вариантов на тот момент было достаточно. Начинался интернет-бум, компании вкладывали огромные средства в развитие интернет-технологий. Брин предлагал совместное детище самым знаменитым компаниям, работавшим на рынке, но владельцы порталов не видели необходимости в улучшении сервисов, и так развивавшихся гигантскими темпами. Летом 1998 года Сергей Брин даже встретился с Дэвидом Фило, создателем портала Yahoo!, тоже бывшим студентом Станфорда. Брин предложил Фило купить их технологию, Дэвид отказался, но дал взамен дельный совет: бросить поиски покупателя и организовать собственную компанию для развития сервера.

Брин ухватился за эту идею. Название уже придумали, но зарегистрировать компанию не получалось - то не успевали, то не было денег. В конце 1998 года случай свел Брина с Энди Бехтольсхеймом, одним из создателей компании Sun Microsistem. Сергей по привычке начал рассказывать ему о возможностях нового сервера, собираясь показать в действии демонстрационную модель, но Энди очень торопился и прервал рассказ Брина: "Все это очень интересно, но у меня нет времени вникать в детали. Давайте я просто выпишу вам чек". Чек был на сумму 100 тыс. долларов. При этом, заполняя его, Бехтольсхейм допустил ошибку в написании компании и выписал его на имя Google. Пока компании с таким названием не существовало, чек нельзя было обналичить. Эта проблема положила конец колебаниям друзей - фирму зарегистрировали под таким названием. Тогда же партнеры стали собирать стартовый капитал для развития проекта: какую-то сумму выделил университет, какую-то - состоятельные родители Пейджа, что-то подкинули даже родственники Брина. В результате друзьям удалось собрать 1 млн долларов - уже через несколько лет он превратится в миллиарды.

Из гаража в Googleplex

Первый офис компании Google располагался в гараже, который Брин и Пейдж арендовали у своего знакомого. Оттуда партнеры управляли только что запущенным сайтом google.com, обслуживавшим уже около 10 тысяч запросов в день. На сам сайт Брин и Пейдж особенно не надеялись. Они полагали, что google.com останется открытой площадкой для демонстрации возможностей их технологии, а сама поисковая система будет продаваться для внутрикорпоративного использования. Между тем, сайт заметили в прессе. Стали появляться статьи о Google, в которых особенно отмечалось удобство поиска. В декабре 1998 года PC Magazine назвал сайт в числе 100 лучших поисковых серверов мира. Google начал свой поход к мировой славе и стал что-то зарабатывать на баннерной рекламе.

К февралю 1999 года Google перерос размеры гаража в Менло-Парке и переехал в настоящий офис на солидную University Avenue в городе Пало Альто. У компании на тот момент было уже восемь сотрудников, а сервер обрабатывал 500 тысяч запросов в день. Летом 1999 года Брин и Пейдж получили кредит в размере 25 млн долларов от двух ведущих венчурных компаний Силиконовой долины - Sequoia Capital и Kleiner Perkins Caufield & Byers. После этого скромные офисы фирмы стали заполняться известными специалистами - программистами и менеджерами. Вскоре сотрудники компании уже не могли отодвинуть стул от стола, без того чтобы не стукнуться о спинку стула соседа. Google вновь пришлось переезжать. К концу 1999 года компания была уже достаточно солидной, чтобы позволить себе строительство собственного здания. Google переехал в свой Googleplex в Маунтэн Вью и почти одновременно с этим подписал эпохальный контракт с American On-Line, став официальным поисковым сервером портала AOL. Вскоре число ежедневно обрабатываемых запросов достигло 3 миллионов. 21 сентября 1999 года с серве-а наконец-то убрали приставку "бета", означавшую, что технология находится в стадии разработки. Постепенно большинство крупнейших информационных порталов начали переходить на поиск с помощью Google. К концу 2000 года Google обрабатывал 20 миллионов запросов в день, в 2001-м это число достигло 100, а общее количество проиндексированных интернет-страниц перевалило за 1 миллиард. "Все произошло так стремительно, что мы даже не заметили. Придуманная нами поисковая система уже самостоятельно работала на нас, привлекая все новых и новых поклонников", - вспоминает Пейдж.

Компания развивалась, но средств все равно не хватало. Интернет-рынок переживал кризис перенасыщения, обычная медийная реклама не обеспечивала необходимого дохода. Тогда Сергей Брин и Ларри Пейдж решили пойти на эксперимент и, сами того не ожидая, совершили еще одну революцию в Интернете. Они открыли новую модель заработка в Сети, сильно удивив Силиконовую долину, которая продолжала грезить тогда глобальными порталами, под завязку начиненными баннерами. Google отказался от баннеров на первой странице сайта, а вместо показа назойливых рекламных картинок его основатели решили размещать рядом с результатами поиска релевантные текстовые объявления под заголовком "спонсируемые ссылки". Так появилась поисковая, или контекстная, реклама. Она стала настоящей золотой жилой интернет-индустрии. На американском рынке поисковой интернет-рекламы, объем которого аналитики оценивают в 7 - 8 млрд, Google уверенно держит едва ли не монопольное положение.

"Делать Google"

Уже к началу IV квартала 2001 года Google объявил о самоокупаемости. Мичиганский парень Ларри Пейдж и московский Сергей Брин добились своего. Всего за семь лет, с 2000-го по 2006-й, оборот компании вырос с 19 млн до 10 млрд долларов, львиную долю которых составляет именно поисковая реклама. Соо§1е сегодня - это ведущий поисковый сервер в мире, занимающий в некоторых странах до 80% всего объема поисков.

Превратив свою компанию в номер один в мире, создатели Google решили вывести ее на биржу технологичных компаний NASDAQ. И тут вся затея чуть было не сорвалась "из-за пустяка". Брин и Пейдж нарушили одно из важнейших правил игры при IPO - "тихого периода". Правила американской комиссии по ценным бумагам (SEC) определяют это время как "период ожидания с момента подачи компанией предварительного проспекта эмиссии в SEC до того, как комиссия его зарегистрирует". Компаниям в "тихий период" запрещено рекламировать свои ценные бумаги и делать предложения об их покупке в письменном виде, по радио и телевидению. Однако именно в этот период в журнале Playboy появилось интервью с Брином и Пейджем, которое при желании можно рассматривать как скрытую рекламу Google. SEC в итоге зарегистрировала 1РО компании, но пообещала, что штраф на Google обязательно будет наложен.

Первоначально Брин и Пейдж планировали получить от 108 до 130 долларов за акцию, но желающих покупать ценные бумаги по этой цене не нашлось, и она упала до 80 долларов. Аналитики же рынка были уверены, что реальная стоимость акций компании и вовсе составляла 45 - 50 долларов, и дружно рекомендовали воздержаться от их покупки. Тем не менее рынок оценил компанию в размере 23 млрд "зеленых". "Не гугол-долларов, конечно, но тоже вполне неплохо", - прокомментировал торги Брин. После удачного размещения Брин и Пейдж стали миллиардерами - состояние каждого оценивается в 11 млрд долларов.

После этого партнеры практически отказались от зарплаты, хотя и продолжают до сих пор руководить компанией. В прошлом году, несмотря на протесты совета директоров, Google подал документы в Комиссию по ценным бумагам США, в которых зарплата владельцев поисковика, а также исполнительного директора Эрика Шмидта в этом году составит по 1 доллару в год.

Сама же компания развивается стремительно. Она скупает крупнейших игроков рынка (только покупка видеосервиса YouTube обошлась ей в 1,65 млрд долларов), запускает новые приложения и сервисы (сейчас их уже более 100) и продолжает территориальную экспансию (не так давно Google вышел на российский рынок и сейчас активно занимается локализацией своих продуктов). Сами же Брин и Пейдж уверяют, что не знают, как будет развиваться компания даже через год. Пейдж говорит, что его горизонт планирования укладывается лишь в несколько дней. А когда Сергея Брина упрекнули в отсутствии четких планов, он искренне удивился: "Сегодня в школах даже существует термин "делать Google"". Это означает зарабатывать много денег, не имея четкой бизнес-модели".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails